О царе, который будет поступать по своему произволу

17 0 0
                                    

В первые века христианства христианские общины каждого города управлялись советом пресвитеров под председательством епископа. Епископ и пресвитеры одного города не мешались в дела другого города - разве только чрев посредство увещательных писем и посланий. Точно также до императора Коммода епископы различных городов не собирались на соборы, так как им не было предоставлено на то права со стороны римских наместников в провинциях, и лишь со времен императора Коммода с дозволения проконсулов они начали собираться на провинциальные соборы. Первый провинциальный (поместный) собор был созван в Азии но поводу катафригийской ереси, а вскоре затем начали собираться соборы и в других местах и по другим поводам. Председателем на этих соборах избирался обыкновенно епископ главного города или метрополии данной провинции. Отсюда и возникла власть епископов метрополий над прочими епископами той же провинции. Этим же объясняется и то обстоятельство, что Римский епископ во времена Киприана стал называть себя епископом епископов. С провозглашением христианства господствующей религией, римские императоры начали созывать соборы из всех провинций. Указывая этим соборам предметы обсуждения и воздействуя на них силою своей власти, императоры в собственных интересах оказывали содействие только соборам угодной им партии. Вследствие этого Греческое владычество, после раздела Римской империи на Греческую и Латинскую, стало "царем, который (в делах религии) поступал по своему произволу; (в законодательстве же) вознесся и возвеличился выше всякого божества" и, наконец, на седьмом вселенном соборе установил поклонение иконам и душам умерших людей, называемых в пророчестве Даниила Магуззимами.

Тот же царь полагал святость в воздержании от брака. Евсевий в своей Церковной истории рассказывает, что Музан написал трактат против впавших в ересь энкратитов, тогда только что возникшую и заключавшую в себе опасные заблуждения; что главою этой ереси был Тациан, ученик Иустина, и что Ириней в своей первой книге против этой ереси пишет о ней и ен главе так:

"А Saturnino et Marcione profecti, qui vocantur Continentes, docuerunt non contrahendum esse matrimonium, reprobantes scilicet primitivum illud opificium Dei, et tacite accusantes Deum, qui masculum et feminam condidit ad procreationem generis humani. Induxerunt etiam abstinentium.

"Происшедшие от Сатурнина и Маркиона, так называемые, энкратиты проповедывали безбрачие, отвергали первоначальное создание Божие и втайне порицали создавшего мужа и жену для рождения людей. Они проповедывали воздержание от всего, как говорили, одушевленного, и через то показали себя неблагодарными пред Создателем всяческих - Богом. Отвергают они спасение первозданного человека, что однакоже выдумано ими только теперь. Некто Тациан первый принес это богохульное учение. Он был слушателем Иустина и, пока был в общения с ним, не высказывал ничего подобного, по смерти же сего мученика отпал от Церкви, возгордился достоинством учителя и, ослепившись мыслью, будто он лучше других людей, составил особенное учение. Подобно последователям Валентина, он баснословил о каких то невидимых эонах; вместе с Маркионом и Сатурнином брак называл растлением и блудом, и сам от себя изобретал доказательства для опровержения учения о спасении Адама". Так говорит Евсевий.

Исаак Ньютон / Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. ИоаннаWhere stories live. Discover now