1.8 Отношение энхиаргцев к жизни и смерти

266 17 0
                                    

То, что энхиаргцы не испытывают к телам особого пиетета, вовсе не означает, что и жизнь существ потеряла ценность в их глазах.

Безусловно, к убийству воскрешаемого существа они в массе своей относятся примерно так же, как жители миров, где технологии изготовления тел отсутствуют, к нанесению тяжких телесных повреждений. В некоторых городах, например Анлиморе, безболезненное убийство считается менее тяжким преступлением, чем пытки или изнасилование. А алаи и вовсе увековечивают в камне всех, кому удалось прикончить мерзопакостника Энаора.

Однако для многих ситуация кардинально меняется, когда речь заходит о невоскрешаемых существах или тех, кто в силу бедности не имеет запасного тела. Отнимая жизнь у такого создания, убийца не просто лишает его дорогостоящей оболочки. Он обрывает все отношения, прекращает все дела, в которые оно было вовлечено, уничтожает его уникальную личность, а большинство наэйрианцев воспитаны в уважении к личности – ко всякой личности существа в каждом из его рождений.

Ход их мыслей примерно таков. Да, после необратимой смерти ядро души существа останется прежним, ничуть не пострадает. Да, его новый Путь будет, вероятно, похож на прежний. Прирождённый воспитатель и в следующей жизни будет воспитывать детей. Возможно, это удастся ему лучше. Возможно – хуже. Но делать это так, как сейчас, он уже точно не будет. Его нынешняя, конкретная, уникальная личность окажется утрачена. Ведь она – нечто большее, чем простое отражение ядра его души. Она сложилась постепенно, под влиянием множества факторов: особенностей его тела, среды обитания, начиная с климатической и заканчивая культурной, его окружения, его опыта – ситуаций, в которых оно побывало, его поступков, удач и ошибок. Именно это сделало его личность единственной в своём роде. И, соответственно, придало ей особую ценность.

Увы, необходимо подчеркнуть, что вышесказанное верно не для всех наэйрианцев. Линдоргцы, элаанцы, хелраадцы, многие жители Лэннэс далеки от всего этого «гуманистического бреда». И даже тех, кому он близок, корысть, ненависть или страх за собственную жизнь могут толкнуть на убийство.

«Я протестую, ваша справедливость! Мой клиент отнюдь не лишён уважения к чужой жизни. Он ценит чужую личность. Но он ценит и свою. Представьте, что на вас падает драгоценная античная статуя. Отпрыгнуть вы не успеваете. Весь ваш выбор сводится к двум вариантам: позволить ей размозжить вам череп или же разнести её на куски, активировав кольцо молний, по счастливой случайности оказавшееся на вашем пальце».

Из речи анлиморского адвоката

В отдалённых землях Энхиарга можно найти несколько смертных народов, у которых принято убивать себя, совершив ошибку или чувствуя приближение дряхлости. Но аналогичные примеры можно увидеть и в мирах, жители которых не имеют гарантий, что за их смертью непременно последует новое рождение.

Осознание цикличности рождений и смертей, а также высокая вероятность, что их новое воплощение будет обретаться в том же регионе, что и прошлое, мотивирует многих наэйрианцев задумываться об улучшении качества жизни в родных пенатах (или хотя бы не особенно испортить её).

Путеводитель по ЭнхиаргуМесто, где живут истории. Откройте их для себя